Конспект урока, проведенного во 2 классе, 19 (18) ноября 2021 г.
Программа «Школа России»
Программа «Школа России»
Л.Н. Толстой «Котёнок»
Давыдова Евгения А.Александровна,
учитель ГБОУ школа № 275
учитель ГБОУ школа № 275
Цель:
познакомить учащихся с рассказом Л. Н. Толстого «Котенок»; учить составлять план для подробного пересказа произведения.
Задачи:
- развивающая: развивать навык правильного, осознанного, выразительного, беглого чтения, способствовать развитию умения грамотно выражать свои мысли и чувства. Развивать произвольное внимание, речь, обогащать словарный запас детей;
- воспитательная: воспитывать честность, добрые отношения к животным.
Оборудование: Литературное чтение 2 класс, учебник для образовательных учреждений в 2х частях, ч. 1, Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. – М.: Просвещение 2020, портрет Толстого, иллюстрация к рассказу, компьютер, экран для показа слайдов, запись музыкальной физкультминутки.
Формы, методы, приемы, технологии: фронтальная работа, работа с учебником, коллективная работа, самостоятельная работа, словарная работа, взаимопроверка, самооценка, здоровьесберегающая технология.
Планируемые результаты:
Предметные:
Познакомить учащихся с поучительным рассказом Л. Н. Толстого «Котенок»; учить составлять план, пересказывать близко к тексту, учить анализировать текст.
Метапредметные:
Использовать речь для регуляции своего действия.
Ставить цель и формулировать проблемы.
Слушать собеседника.
Личностные:
Уважительное отношение к иному мнению.
Содержание урока.
- В каком разделе мы с вами сейчас работаем? (В разделе «Русские писатели»).
-С какими замечательными русскими писателями мы познакомились? ( С А. С. Пушкиным, И. А. Крыловым, Л. Н. Толстым).
-Какое произведение мы читали на прошлом уроке? («Правда всего дороже»)
-Кто автор данного произведения?
-К какому жанру относится это произведение? (Это рассказ).
-Как вы определили? (Рассказ — это небольшое литературное произведение, которое рассказывает о событии, которое произошло с героем).
- Давайте рассказ прочитаем по ролям. (Мальчик, отец, автор).
- За что отец поблагодарил мальчика?
II. Знакомство с новым материалом.
1.Беседа.
- На сегодняшнем уроке мы продолжаем знакомиться с творчеством Л. Н. Толстого.
-Отгадайте загадку и догадайтесь, кто будет главным героем рассказа Л. Н. Толстого
Ученик загадывает загадку классу:
Что за зверь со мной играет,
Не мычит, не ржёт, не лает.
Нападает на клубки,
Прячет в лапки коготки?
(Котёнок)
-И так, слушайте…… (Чтение рассказа учителем.)
-Понравилось ли вам произведение?
-Какой эпизод вы слушали с особым волнением? За кого переживали?
-Так как вы думаете, какая у нас с вами цель урока?
(Научиться читать выразительно, отвечать на вопросы к тексту, пересказывать текст).
-А чтобы пересказать текст и ничего не упустить, что надо сделать (Составить план).
Тогда цель нашего урока
Учиться делить текст на части и составлять план, рассказывать по плану.
-Как вы думаете, к какому жанру относится данное произведение? (Рассказ, быль).
- Открываем учебники. Прежде чем мы начнем читать рассказ, посмотрите, какое слово выделено розовым цветом? О чем нам это говорит? (Надо узнать значение этого слова).
- В каком словаре мы найдем значение данного слова? (В толковом).
-Перед вами толковые словари. Найдите значение слова амбар.
- Как быстро найти это слово? (Смотрим на первую букву и ищем….)
- Кто выйдет к доске и покажет, как найти слово в словаре (у доски 2 учащихся, работают со словарем и проговаривают свои действия.).
- А как вы объясните…
2. Словарная работа
- Какие еще слова встретились в тексте, значение которых вы не знаете?
(если дети не назовут, то самой у них спросить:
- А как вы понимаете?)
Амбар — строение для хранения зерна, муки;
Солома – стебли пшеницы, ржи;
Щавель -травянистое дикорастущее растение с кислым вкусом (обратить внимание на ударение в данном слове, можно проверить по орфоэпическому словарю);
Подле– около.
Что было духу – очень быстро.
Физминутка
Кошка встала, потянулась,
Лапки вверх, назад прогнулась!
Коготками интенсивно шевелит,
Ничего у киски не болит!
Ножки от сидения у норки затекли,
Ты подвигай ими, разомни!
Ножку- влево, ножку- вправо,
А теперь - вперед, назад-
На охоте будешь в форме
И добыче всегда рад!
3. Чтение рассказа детьми.
- Перед вами лежат конверты. Откройте их. Что вы увидели? (Картинки).
-Сейчас вы прочитаете текст самостоятельно, а затем, работая в парах, разложите картинки в той последовательности, в которой происходят события в рассказе.
Чтение рассказа детьми. Работа с картинками. Проверка .
-Проверим, как вы справились с заданием.
Проверка, кратко по содержанию.
Далее работа над содержанием текста.
— Что вы можете сказать о Васе? Какой он? Опишите его.
– Можно ли осуждать Катю за то, что она убежала?
– Почему ребята взяли котёнка с собой?
– Чему учит этот рассказ?
4. Чтение рассказа детьми и деление на части.
-А сейчас вы читаете и делите текст на 6 частей, используя иллюстрации. Границы части отмечают карандашом.
Чтение детьми первой части.
Составление плана
— Прочитайте отрывок, подходящий к первой иллюстрации.
— Определите главную мысль в первой части?
Устно ее озаглавить.
— Найдите отрывок, как дети обнаружили котят. Как будем читать? (радостно).
— Озаглавьте вторую часть.
— В третьем абзаце найдите описание котёнка.
- Как будем читать? (ласково, с любовью).
— Какой заголовок подойдёт для третьей части?
— Озаглавьте часть.
- Прочитайте отрывок о том, что произошло с ребятами на прогулке. Как будете читать. (Тревожно).
-Озаглавьте.
Следующая часть о том, как испугался котенок. Выразительность чтение.
- Озаглавьте.
— Прочитайте последнюю часть.
Определите главную мысль.
Придумайте заголовок.
- Теперь посмотрите в учебнике 4 задание.
Давайте восстановим план в том порядке, как происходят события.
ПЛАН.
- Катя и Вася.
- Кошка пропала.
- Котята в амбаре.
- Собаки.
- Котенок испугался.
- Котенок спасен.
-Можем ли мы пересказать рассказ по данному плану.
Пересказ детей по плану, по частям.
Фронтальный опрос
– Давайте проследим, как менялось настроение, состояние детей, выясним, что переживали дети.
– Какое настроение было у детей, когда пропала кошка? Подтвердите словами из текста (грустное, т. К. кошка пропала, искали, не могли найти).
– А когда они нашли ее? Подтвердите (радостное, котята чудесные!)
– Как дети отнеслись к котенку, которого оставили себе?
– Каким было состояние детей, когда они увидели беззащитного котенка и двух собак около него? Прочитайте отрывок.
– Как вы думаете, что пережил Вася?
– А кто виноват, что котенок попал в беду?
– А как поступили бы вы?
– Чему учит рассказ?
IV. Итог урока и д/з
- Какая цель стояла перед нами сегодня?
(Учиться делить текст на части, составлять план, рассказывать по плану).
- Достигли мы цели урока?
(Мы познакомились с новым рассказом, учились читать его выразительно, учились составлять план и пересказывать по плану.)
- А теперь посмотрите, у вас в конвертах лежат чистые карточки, на этих карточках вы отметите: после урока я могу рассказать рассказ Л. Н. Толстого своему младшему брату.
Если вы сможете это сделать, то поставьте +,
Если пересказ вызывает затруднение, то !
- Покажите карточки.
-Значит сегодня на уроке все хорошо поработали
В ходе урока оценивается деятельность учащихся (чтение текста, пересказ) с привлечением учащихся к оценочной деятельности (Какие ошибки допустил? Что можно посоветовать?), тем у кого получилось без ошибок, можно поставить 5.
Д.З. пересказ рассказа «Котенок» Л. Н. Толстого от лица Васи.
- Как мы начнем наш рассказ. (У нас сестрой Катей была кошка…….)
На этом наш урок окончен.